О нас

Какая коробка передач лучше: автомат, вариатор или механика?

22 Марта
коробка передач


Заводы-изготовители выпускают автомобили с разными КПП, и среди автовладельцев не утихают споры, какая коробка передач лучше: механическая, автоматическая или вариаторная. Каждый год появляются новые модели с модернизированными коробками, увеличенным количеством передач, лучшей скоростью переключения. Но принцип их работы и эксплуатации остается прежним.

Содержание:

  1. Виды коробки передач
  2. Плюсы и минусы разных коробок передач
  3. Какую коробку передач выбрать?
  4. Особенности техобслуживания и ремонта коробки передач

Виды коробки передач

КПП – коробка переключения передач - выполняет передачу крутящего момента двигателя на колесную ось. Она обеспечивает необходимую скорость движения и высокую управляемость автомобиля. Тип коробки переключения передач зависит от вида трансмиссии автомобиля.

Выделяют механическую, автоматическую, вариаторную, роботизированную коробки передач. В некоторых модификациях АКПП предусмотрена имитация ручного управления – такие коробки имеют название «типтроник», «стептроник».

Принцип работы и устройство механической коробки передач

Механическая коробка переключения передач относится к классическим ступенчатым коробкам. Ступенью, или передачей, называется пара взаимодействующих шестерен. В механической коробке используются зубчатые шестерни – планетарные передачи.

Коэффициент передачи (передаточное число) определяется соотношением числа зубьев взаимодействующих шестерен. Самое большое – на первой передаче. В зависимости от числа ступеней механическая коробка передач может быть четырехступенчатой, пятиступенчатой, шестиступенчатой и т. д. Самая распространенная – пятиступенчатая МКПП.

Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии в МКПП выполняется ступенчато с помощью фрикционного сцепления, которое управляется педалью. Выбор передачи выполняется вручную с помощью рычага селектора.

Принцип работы и устройство роботизированной коробки передач

Роботизированная коробка (народное название – «робот») создана на основе МКПП. Функции сцепления и переключения передач в ней автоматизированы. Но «робот» не относится к автоматическим коробкам, по принципу работы он ближе к механической КПП. Единственное, чем похожи «робот» и автомат, – отсутствие внешней детали сцепления.

Роботизированная коробка состоит из обычной механической коробки, акутаторов - устройств выжима сцепления и переключения передач, внешних датчиков и блока управления. РКПП имеет двойное сцепление для устранения провала между передачами.

Управление работой РКПП выполняет водитель с помощью переключения рычажка и бортового компьютера. Переключение передач происходит под действием команд блока управления, по ступеням, как в МКПП.

Принцип работы и устройство АКПП

Автоматическая коробка имеет и другое название – «гидромеханическая коробка». Основными компонентами автомата являются гидротрансформатор и механическая коробка переключения передач. Гидротрансформатор регулирует и передает крутящий момент с двигателя на механическую коробку. Он также выполняет роль сцепления.

Работа автоматической коробки основана на перемещении рабочей жидкости, которая приводит в движение лопасти колес гидротрансформатора и задействует муфты. Роль передачи выполняет планетарный ряд с зубчатых шестерен. Непосредственно переключение передач между планетарными редукторами выполняют муфты.

Работа всей коробки-автомата контролируется электронным блоком управления с заводскими настройками. Выбор необходимой передачи происходит автоматически. Водителю необходимо только установить режим работы коробки в начале движения.

АКПП с ручным управлением

В некоторых автоматических коробках реализована имитация ручного управления. Такие КПП имеют название «типтроник» или «стептроник». Управление коробкой происходит в двух режимах: полный автомат или ручной. Ручной режим имитирует управление КПП спортивного автомобиля, но при этом не требует от водителя особых спортивных навыков.

Принцип работы и устройство вариатора

Вариатор называть коробкой переключения передач не совсем правильно, так как передачи в нем отсутствуют, а крутящий момент изменяется плавно и непрерывно. Более правильное название – «непрерывно меняющаяся трансмиссия» (CVT). Так как педаль сцепления в автомобилях с вариатором отсутствует, его условно относят к автоматическим коробкам. Однако принцип работы вариатора сильно отличается от работы обычных автоматов.

Изменение и передача крутящего момента выполняются с помощью клиновидного ремня и конусовидных шкивов. Контроль за работой вариатора выполняется блоком электронного управления. Для работы вариатора необходима трансмиссионная жидкость. Непосредственно управление вариаторной передачей выполняется с помощью рычага селектора, режимы которого похожи на автоматическую коробку.

Плюсы и минусы разных коробок передач

Каждый вид коробки передач имеет свои полюсы и минусы. Они отличаются расходом топлива, КПД, временем разгона и комфортностью вождения. Каждый водитель может выбрать тот вид коробки, который наиболее соответствует его стилю вождения.

коробка передач

Плюсы автоматической коробки передач

Плюсы автоматической коробки в том, что она снижает нагрузку на водителя, отсутствует педаль сцепления и нет необходимости постоянно переключать передачи. Такой тип коробки отлично подходит для автоледи, начинающих автолюбителей, для движения по загруженным городским магистралям, в пробках и заторах, в интенсивном городском потоке.

Автоматическая КПП позволяет наслаждаться ездой, освобождает время для того, чтобы следить за участниками дорожного движения. Управление автомобилем с коробкой-автоматом для начинающих автолюбителей и людей с низкой скоростью реакции более комфортно, чем с МКПП, а также более безопасно.

Минусы АКПП

Из минусов автоматической коробки можно отметить высокий расход топлива, низкий коэффициент полезного действия гидротрансформатора, более длительное время для разгона автомобиля до максимальной скорости.

Автомобиль с автоматической коробкой не подойдет любителям спортивного стиля вождения, а также для движения по бездорожью. Также автомобили с коробкой-автоматом не рекомендуется длительно буксировать и заводить «с толкача».

Важно помнить, что автомат быстро выходит из строя при неправильной эксплуатации или нерегулярном техобслуживании. Для стабильной работы автоматической коробки требуются специальное масло и его регулярная замена.

Плюсы МКПП

Механическая коробка – надежная конструкция, проверенная временем. Она идеально подходит для любителей спортивного стиля вождения и езды по бездорожью. МКПП позволяет быстро подстроиться под условия дорожного движения. Механическая коробка передач имеет большой рабочий ресурс, высокий КПД и меньший вес по сравнению с другими типами коробок.

Переключать скорости с помощью механической коробки, в отличие от автомата, можно во время движения. Также автомобили с механической коробкой потребляют на 10-15 % меньше топлива.

Ремонт и обслуживание МКПП обходятся дешевле, чем автомата или вариатора. Автомобиль на механике можно буксировать, заводить «с толкача», а также можно запустить двигатель при неисправном зажигании или аккумуляторной батарее.

Минусы МКПП

Управление механической коробкой требует определенных навыков и высокой скорости реакции от водителя. Поэтому для новичков механическая коробка может показаться очень неудобной. Также при некорректном переключении передач возможна серьезная перегрузка мотора.

При движении в интенсивном городском потоке и в пробках водитель автомобиля с МКПП быстрее устает. Кроме того, время между переключением передач по сравнению с АКПП увеличено. В то же время эти минусы легко нивелируются, если водитель имеет большой опыт, высокую скорость реакции и хорошо чувствует свой автомобиль.

Плюсы вариатора

Вариатор – идеальный выбор для новичков. Постоянно и плавно меняющийся крутящий момент позволяет быстро адаптироваться к дорожным условиям, не требует повышенной сосредоточенности водителя на переключении и выборе передачи.

Изменение крутящего момента в вариаторе происходит плавно, без рывков и толчков, которые чувствуются при переключении передач в других типах коробок и иногда пугают неопытных водителей. Еще один плюс: вариатор имеет максимальный КПД, так как позволяет использовать максимальную мощность двигателя.

Минусы вариатора

Вариатор при неправильной эксплуатации и несвоевременном техобслуживании быстро выходит из строя. Ремонт вариатора или его замена – очень дорогостоящая процедура. Вариаторная трансмиссия часто перегревается, большинство современных автомобилей имеет вариаторы с собственной системой охлаждения. Также для многих автолюбителей психологически некомфортно управлять автомобилем с вариаторной КПП, так как отсутствует ощущение переключения передач.

Какую коробку передач выбрать?

Выбор коробки передач зависит от личных предпочтений, предполагаемых условий эксплуатации, бюджета покупки. Также многие автовладельцы выбирают коробку исходя из соображений комфорта и уверенности в своем опыте.

коробка передач

Условия эксплуатации

Тип трансмиссии необходимо выбирать в зависимости от условий эксплуатации. Для сельских дорог, загородных путешествий в стиле «офф-роуд» лучше выбрать механическую коробку переключения передач. Если автомобиль приобретается исключительно для движения в городе или по асфальтированной трассе, лучше выбирать автомат или вариатор.

Стиль вождения

Любителям спортивного стиля вождения, тем, кто любит резко стартовать с места и переключать передачи во время движения, подойдет только механическая коробка. Если же вы предпочитаете размеренную и спокойную езду, выбирайте автоматическую или вариаторную трансмиссию.

Опыт водителя

Многие новички пугаются сложностей управления механической коробкой, поэтому выбирают автоматическую коробку передач, управлять которой очень легко. Также автоматическая коробка подойдет для водителей с низкой скоростью реакции или очень возрастных автовладельцев.

В то же время механическая коробка требует определенных навыков от водителя. Но это вовсе не означает, что новичок с ней не справится. Если вы уверены в своих силах, чувствуете автомобиль и понимаете принцип работы МКПП, можете смело выбирать автомобиль на механике.

Личные предпочтения и комфорт

Многие выбирают автомат, потому что он снижает нагрузку на водителя и делает управление автомобилем более комфортным. В то же время поклонники механики утверждают, что, только переключая передачи вручную, чувствуешь себя настоящим водителем и можешь наслаждаться вождением.

Экономичность

Автомобиль с автоматической коробкой передач требует дополнительных расходов. Придется больше тратить средств на топливо, регулярно проходить ТО и покупать специальную рабочую жидкость для автомата. Автомобили с автоматической коробкой стоят дороже механики.

Механическая коробка не требует серьезных финансовых вливаний, она более эффективна и экономична. Расход топлива меньше на 10-15 %, а ремонт и техобслуживание относительно недорогие.

Предложения производителя

Автозаводы нередко производят автомобили с одним видом КПП. Конкретные модели машин могут выпускаться только с механической коробкой или вариатором. И если вы хотите именно эту модель, придется смириться с ограничением по выбору типа коробки.

Особенности техобслуживания и ремонта коробки передач

Независимо от типа коробки передач важно регулярно проходить плановый техосмотр. Плановое техобслуживание должно проводиться не реже 1 раза в год, а лучше каждые 30 тыс. км. Если не соблюдать эти простые правила, коробка переключения передач быстро выйдет из строя. Плановая диагностика позволит вовремя выявить и устранить мелкие неисправности.

коробка передач

Если же неисправности коробки серьезные, то хороший автосервис вряд ли возьмется за ее ремонт и предложит коробку сразу заменить, так как ремонт трансмиссии – дорогостоящая и не всегда эффективная процедура.

Если вы ищете, где пройти диагностику, плановое техобслуживание, купить и заменить коробку передач, - обратитесь в «Доступный сервис».

В нашем сервисе вы можете сразу пройти плановое ТО, узнать о состоянии трансмиссии и других узлов автомобиля, приобрести необходимые запчасти и расходные материалы. Мы обслуживаем автомобили с любым типом трансмиссии – автоматической, механической или вариаторной.

Всегда в наличии большой выбор запчастей, жидкостей и масел для легковых и грузовых автомобилей любой марки, года выпуска. Если вам требуется новая коробка переключения передач, вы можете заказать оригинальный или качественный аналоговый агрегат. Профессиональный консультант поможет сделать правильный выбор.

Ремонтные работы проводят квалифицированные специалисты. На все работы действует гарантия. Также предоставляются скидки. Для корпоративных клиентов особые условия.

Получить подробную информацию, узнать стоимость и наличие запчастей можно по телефону: 8 (391) 219-55-00.
«Доступный сервис» находится по адресу: Красноярск, Северное шоссе, 17д, стр. 19.

Google+

Источник фото: © depositphotos.com/ jjayo / lorakss / zentock / Wavebreakmedia

Возврат к списку