30 Ноября
Все об автоматических коробках передач
  1. Виды коробки-автомат
  2. Режимы работы коробки-автомат
  3. Как правильно пользоваться коробкой-автомат?

Автоматическая трансмиссия обеспечивает выбор оптимального передаточного числа и крутящего момента без участия водителя, то есть переключение передач происходит автоматически, в зависимости от условий движения.

Автомобили с традиционной АКПП пользуются огромным спросом. Конструкция традиционной коробки-автомат – надежная и простая в эксплуатации. Водителю не надо постоянно нажимать на сцепление, отсутствует необходимость в перемещении рычага переключения передач. Это снижает нагрузку на водителя, позволяя ему сосредоточиться на управлении автомобилем в плотном городском потоке или просто наслаждаться движением по загородной трассе.

Виды коробки-автомат

Автовладельцы традиционно называют коробкой всю трансмиссию автомобиля. С технической точки зрения, коробкой переключения передач считается только та часть агрегата, в которой располагается ряд планетарных шестерен, обеспечивающих переключение передач.

Автоматической трансмиссией можно считать любое устройство, переключающее передачи без участия водителя, но традиционно название «коробка-автомат» закрепилось за гидромеханической конструкцией. Условно к автоматам можно отнести также вариатор и роботизированную коробку.

Традиционная АКПП

Традиционная АКПП включает: гидротрансформатор, механическую коробку переключения передач и систему управления. И является, по сути, гидромеханической трансмиссией. Гидротрансформатор в коробке-автомат выполняет роль сцепления, т. е. обеспечивает плавную подачу и регулировку крутящего момента от двигателя к коробке передач. Все его детали заключены в корпус, в котором они находятся в специальной масляной жидкости – ATF.

При запуске двигателя начинает вращаться коленчатый вал, запускается движение насосного колеса гидротрансформатора. Оно перемещает рабочую жидкость ATF на турбинное колесо, которое начинает вращаться и передает крутящий момент на планетарные редукторы. Максимальную величину крутящего момента гидротрансформатор развивает на минимальной скорости.

По мере дальнейшего увеличения скорости вращение насосного и турбинного колеса выравниваются, происходит блокировка гидротрансформатора, и крутящий момент передается с двигателя на механическую коробку передач напрямую. Таким образом, при нажатии на педаль газа и увеличении скорости и наоборот - передачи переключаются автоматически.

Тип-троник

Конструкция тип-троник – это разновидность коробки-автомат, имеющая режим ручного управления. Водитель может выбирать передачи вручную во время движения путем перемещения рычага в направлениях «+» и «-». Строение такой коробки от традиционной принципиально не отличается, изменены только автоматика управления и рычаг переключения передач.

Управление автомобилем с коробкой тип-троник может выполняться в двух режимах: полного автомата и ручного управления. Ручной режим имитирует управление механической КПП спортивного автомобиля, но при этом не требует от водителя таких же серьезных навыков и квалификации, как от профессиональных спортсменов в режиме автогонок.

Роботизированная коробка

Эту трансмиссию можно условно отнести к автоматам, так как, по сути, она является механической коробкой, но с электронным управлением. Переключение передач и включение сцепления контролируются автоматикой. Водитель и условия движения обеспечивают вхождение информации, а работа самой коробки запускается электронным блоком, в который заложен определенный алгоритм управления.

В систему электронного управления входят датчики, которые воспринимают информацию о частоте вращения, положении рычага селектора, уровне и давлении масла. Они передают информацию в блок управления, который анализирует их и выбирает соответствующий алгоритм работы.

Роботизированная коробка может работать в двух режимах: полный автомат и полуавтоматический. Полуавтоматический режим позволяет водителю выбирать режим с помощью рычага вручную. Эта функция аналогична тип-тронику в АКПП. В некоторых источниках роботизированную коробку называют секвентальной КПП.

Вариатор

Вариаторная трансмиссия имеет общепринятое сокращение CVT, которое в полном виде в переводе означает «постоянно изменяющаяся трансмиссия». В вариаторе отсутствуют фиксированные передачи и переключение между ними. В процессе работы вариатор постоянно плавно меняет передаточное число по мере изменения скорости автомобиля, поэтому эта конструкция очень условно относится к коробкам переключения передач.

Конструкция вариаторной трансмиссии состоит из двух шкивов и натянутого между ними клиновидного ремня. Шкивы состоят из двух конусов, обращенных узкой частью друг к другу. Изменение передаточного числа происходит за счет плавного скольжения ремня по меньшему или большему радиусу шкива, поэтому при движении крутящий момент изменяется непрерывно и отсутствуют рывки.

Вариатор обеспечивает комфортное вождение, максимальную эффективность использования мощности двигателя и экономию топлива. Однако ввиду высокой сложности конструкции ремонт вариаторной коробки обходится очень дорого.

Режимы работы коробки-автомат

Все автоматические коробки имеют базовые режимы работы и дополнительные опции, которые меняются в зависимости от особенностей конструкции конкретного производителя. К базовым режимам относятся:

  • «P» – режим парковки;
  • «R» – задний ход;
  • «N» – нейтральный режим, используется для кратковременных стоянок и буксировки автомобиля на короткие расстояния;
  • «D» – движение автомобиля вперед, обычно этот режим подразделяется на 3 подрежима («D3», «D2», «D1»);
  • «S» («D2») – диапазон пониженных передач;
  • «L» («D1») – понижающая передача, подходит для преодоления крутых и скользких подъемов и спусков.

В некоторых АКПП имеется режим «Sport», или «Kick down», который позволяет резко ускоряться при обгоне. Этот режим использует всю мощность двигателя, но при этом повышается расход топлива. Ежедневно использовать этот режим не рекомендуется.

Многие коробки-автомат имеют зимний режим, который обозначается специальным знаком «*», «Winter», «Hold», «W» и т. д. В этом режиме узлы трансмиссии испытывают повышенную нагрузку, поэтому его также не рекомендуется использовать ежедневно.

Как правильно пользоваться коробкой-автомат?

Пользоваться коробкой-автомат очень просто. После запуска двигателя необходимо нажать на педаль тормоза и перевести рычаг в нужный режим (для обычных условий – режим «D»). После этого отпустить педаль тормоза и плавно выжать газ. Автомобиль начнет движение. Для торможения достаточно отпустить педаль газа, а для экстренной остановки выжать тормоз. Важно помнить несколько моментов:

  • Коробка-автомат не любит резких троганий и торможений, нажимать педали нужно плавно.
  • Режим парковки или заднего хода можно активировать только после полной остановки автомобиля.
  • Нельзя буксировать прицеп и другие автомобили, также категорически не рекомендуется вытягивать другие застрявшие автомобили из снега или грязи.
  • АКПП необходимо предварительно прогревать, особенно в зимнее время. Для этого после запуска двигателя необходимо поочередно переключить рычаг селектора по всем режимам, задерживаясь на каждом на 30 секунд. Так запускается циркуляция масла и коробка подготавливается к активной работе.
  • В пробках и на кратковременных стоянках не рекомендуется постоянно включать режим «нейтраль». Это экстренный режим, предназначенный для буксировки автомобиля.
  • Буксировать автомобиль на автомате можно со скоростью не более 60 км/ч на расстояние не более 50 км. Рычаг при этом должен находиться в положении «N». В этом режиме ходовая часть отключена, но масло поступает в трансмиссию и риск поломки коробки минимальный.

Важно помнить, что автомобиль, оборудованный коробкой-автомат, потребляет топлива на 15-20 % больше, чем машина на механике. Также АКПП требует своевременного планового технического обслуживания, так как ремонту автомат не подлежит и в случае поломки потребуется дорогостоящая замена.

Пройти плановое техобслуживание, приобрести трансмиссионное масло и заменить АКПП вы можете в «Доступном сервисе». Здесь работают опытные специалисты, на все работы распространяется гарантия 30 дней, а также действуют акции и скидки.

Узнать актуальные цены, записаться на плановое ТО или ремонт можно по телефону: 8 (391) 219-55-00. «Доступный сервис» находится по адресу: Красноярск, Северное шоссе, 17д, стр. 19.

Google+

Источник фото: © depositphotos.com/ bogdan.hoda

Возврат к списку